На Форуме стратегов обсудили подготовку госслужащих

11 октября в Санкт-Петербурге состоялась панельная сессия «Кадры для управления: синергия правительства и вузов». Мероприятие прошло в рамках XXII Форума стратегов. В работе сессии принял участие генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин

Эксперты обсудили совершенствование системы подготовки государственных гражданских служащих, работников органов исполнительной и законодательной власти и государственных учреждений. Также в повестку вошли вопросы повышения управленческого потенциала для решения стратегических задач экономики.

Шадрин рассказал о реализации программы «Обучение служением», которая является частью неформальной подготовки госслужащих за рамками традиционных образовательных программ. Руководитель Национального агентства отметил важность реализации третьей миссии университетов, в рамках которой вузы включаются в программы общественного развития. «Университеты начинают участвовать в разработке стратегии развития городов, регионов, помогая объединить профессионалов разных сфер деятельности: экономистов, социологов, практиков в области управления и ИТ. Благодаря этому удается сформировать сильные аналитические команды», — сказал Шадрин.

В проекты третьей миссии могут быть вовлечены студенты, отметил спикер. Инициатива «Обучение служением» была поддержана президентом в декабре 2022 года. Сегодня в ней уже участвует около сотни университетов. «Учебные проекты инициируются органами власти, социально ориентированными некоммерческими организациями, социальными предприятиями и госучреждениями. Студенты могут использовать свои профессиональные компетенции и навыки в решении этих задач», — отметил руководитель Национального агентства.

«Обучение служением» помогает готовить максимально мотивированные кадры для работы на госслужбе. Студенты начинают специализироваться на определенных направлениях государственной политики, которые им интересны. Будущему работодателю, в свою очередь, удается подобрать сотрудника, уже проверенному в практической работе, подчеркнул Шадрин.

Спикер рекомендовал методические материалы и модельные документы «Формирование и масштабирование практики реализации «третьей миссии» университета» и приложения к ним, а также методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением». Генеральный директор НАРК также рассказал об инициативе «Программа развития потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций, учреждений социальной сферы и сферы культуры за счет партнерства с университетами Москвы». Проект поддержан Комитетом общественных связей и молодежной политики г. Москвы.

Вице-президент Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Александр Ходачек назвал программу «Обучение служением» полезной инициативой. «Студенты очень чутко чувствуют фальшь — или это искусственная задача, или это то, что можно реально реализовать», — отметил он.

Спикер привел примеры крупных программ развития регионов, в которых приняли участие студенты. В частности, в рамках программы развития курорта Домбай студенты трех вузов — Уральского федерального университета, Высшей школы экономики и Карачаево-Черкесского госуниверситета — организовали опрос местного населения, провели SWOT-анализ для сравнения Домбая с другими горнолыжными курортами. В настоящее время по наработкам студентов проводится активная работа.

«Когда студенты участвуют в такого рода мероприятиях, они понимают, что являются составной частью большой программы. Призываю руководителей вузов и органов государственного управления активнее участвовать в проектной деятельности», — резюмировал вице-президент ВШЭ в Санкт-Петербурге.

Заместитель председателя Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Анна Степанова рассказала о реализации программы «Экономика знаний», содержащей подпрограмму развития талантливой молодежи. Проект включает более 20 конкурсов для студентов, самые талантливые и вовлеченные их участники получают специальные стипендии и гранты.

Также в Санкт-Петербурге развернута программа дипломного проектирования: органы власти направляют в вузы темы, в работу над которыми включаются студенты. По статистике, отметила Степанова, примерно 30% тем остаются неразобранными, 40% выполненных работ внедряются в практику сразу, остальные остаются в режиме ожидания.

В работе панельной сессии также приняли участие представители РАНХиГС, Корпоративного университета Санкт-Петербурга, международной школы БРИКС, Уральского федерального университета и др.

Ссылка на трансляцию — https://vk.com/video-227457041_456239040